Сатни-Хемуас и Са-Осирис: Войны духов и козни магов.

 
   Сатни-Хемуас и сын его Са-Осирис — излюбленные персонажи древнеегипетских легенд и преданий, связанных с магией, колдовством и чернокнижием.   Первый из них дает нам тот редкий пример, когда есть возможность с точностью установить реальный исторический прототип героя оккультного мифа — им был четвертый сын великого фараона Рамсеса II (1317— 1251 г. до н. э.) по имени Хемуас, сам никогда так и не ставший фараоном, поскольку отец его пережил. В египетской истории Хемуас оставил по себе память, прежде всего, не как о государственном деятеле, а как о человеке, чрезвычайно интересовавшемся священной стариной и все свободное от исполнения официальных обязанностей время проводившем в усыпальницах древних царей, чтобы привести их в порядок и изучить высеченные на стенах рисунки и иероглифы. Это не осталось незамеченным, и сначала сын фараона стал за свое благочестие именоваться жреческим титулом сатни, — эта категория жрецов, среди прочего, играла одну из основных ролей в заупокойном культе, — а спустя несколько столетий уже сделался героем обширного цикла легенд и сказок. Неизвестно, сколько их было всего, но до нашего времени в более или менее полном виде сохранились только две (на папирусах, датируемых последними веками до н. э.). Эти произведения чрезвычайно интересны и сами по себе, как увлекательное и захватывающее чтение, и в связи содержащимися в них бесценными подробностями о магической практике древних египтян, что называется, из первых рук.   В первой легенде изображаются похождения Сатни-Хемуаса в некрополе города Мемфис, где он разыскивает таинственную книгу бога Тота с запечатленными на ней священными письменами, дающими ее обладателю власть над миром. Его желание стать обладателем этой книги настолько сильно, что он даже рискует забраться в гробницу, где покоится мумия еще одного великого чародея — верховного мемфисского жреца по имени Ноферка-Птах (в честь бога Птаха, покровителя Мемфиса). Искомая книга оказывается запеленутой в одеяниях мумии, но и это не останавливает сына фараона, который забирает ее и хочет унести свою добычу из гробницы, но не тут-то было: мумия оживает и требует драгоценную книгу обратно, иначе Сатни-Хемуас рискует навлечь на себя ужасный гнев богов. Тут являются тени жены и сына Ноферка-Птаха и в назидание Сатни-Хемуасу рассказывают историю о том, какие несчастья принесло обладание этой книгой их семье.   Первоначально она хранилась в драгоценном ларце на дне Нила, и ее стерег Вечный Змей, обвивший вокруг нее множество колец. При помощи магических заклятий Ноферка-Птаху удалось уничтожить Змея и овладеть книгой, которая, как выяснилось, содержала только два заговора: «Скажи первый — и заворожишь ты небо и землю, горы и воды и мир загробный. Узнаешь ты речения птиц..., ползучих тварей... и рыб в глубине... Скажи второй — и в Доме Вечности /усыпальнице/ получишь ты силу принять облик, который имел на земле. Увидишь ты, как солнце совершает свой путь в небесах в окружении богов, как лунный диск зарождается в высоте, каков звезд истинный облик». Совершив ряд манипуляций над изготовленной им копией волшебного свитка, Ноферка-Птах придает ей съедобный вид и принимает внутрь себя, поскольку, как полагали египтяне, это было оптимальным способом усвоить магическую силу, присущую какому-либо предмету. Однако легкомысленный жрец не задумался о том, что на страже своего достояния стоит сам бог Тот, который обратился к верховному богу Ра с просьбой о примерном наказании дерзкого жреца. Последствия сказались немедленно: прежде чем владелец книги успел извлечь из обладания ею хоть какую-то пользу, его жена и сын утонули в Ниле, а сам Ноферка-Птах добровольно последовал за ними, поскольку магическая сила книги ни на кого, кроме ее владельца, не распространялась и вернуть к жизни умерших, увы, не могла. Сам злополучный оригинал книги он прихватил с собой на тот свет, прикрепив ее к своему телу, дабы никто из людей больше не смог бы навлечь на свою голову проклятие богов.   Здесь повествование вновь возвращается к Сатни-Хемуасу, который все же забирает книгу и поспешно покидает гробницу, хотя вслед ему несутся слова жреца, что вскоре ему придется облачиться в траурные одежды и с глубочайшим раскаянием вернуть ее обратно. Как и ожидалось, боги наказывают Сатни-Хемуаса, но очень оригинальным способом: они заставляют его без памяти влюбиться в прекрасную жрицу, которая в качестве уплаты за свою девственность сначала требует от Сатни-Хемуаса передать ей все его имущество, а потом, когда наивный волшебник является в ее покои с намерением наконец-то приятно провести время, превращается в ужасную ведьму «с пылающей пастью» и заглатывает его живьем (история, хотя и фантастическая по форме, но по сути вполне житейская). Выбраться обратно Сатни-Хемуасу удается лишь тогда, когда он дает обет богам вернуть книгу на место, совершить обряд покаяния и впредь отказаться от мысли поставить богов и их могущество на службу своим эгоистическим интересам.   Героем второго сказания является уже не Сатни-Хемуас, а его сын Са-Осирис, который был зачат им также не без помощи волшебных чар, и, как вскоре выяснилось, явился новым воплощением одного из величайших мудрецов и магов древности, стоявшего у истоков священных мистерий в честь бога Осириса (отсюда и имя: Са-Осирис означает «Сын Осириса»). Чудесный младенец растет не по дням, а по часам, и вскоре уже водит ошеломленного отца на прогулки в загробный мир, «Царство Мертвых», где демонстрирует ему все виды блаженства праведников и наказания грешников. Однако главным содержанием истории о Са-Осирисе является его борьба с черным магом (черным и в буквальном смысле — он зовется «Сын Негритянки»). Борьба эта началась еще полтора тысячелетия назад, во время их первого воплощения на земле, когда они были родными братьями, но жестоко рассорились (намек на миф о борьбе бога Гора со своим коварным братом Сетхом). С этого времени они никак не могут наладить свои взаимоотношения и, поскольку обычного земного срока жизни им не хватает, возрождаются во все новых и новых телах, символизируя тем самым вечную борьбу сил света с силами тьмы. Описание поединка между обоими магами, в который оказался втянут и сам фараон вместе со всем своим двором, выливается в демонстрацию целого каскада поражающих своей технической изощренностью приемов магической обороны и нападения; в итоге Сын Негритянки оказывается испепелен волшебным пламенем, а Са-Осирис растворяется в воздухе на глазах у потрясенного отца и всех присутствующих. Помимо легенд о Сатни-Хемуасе и Са-Осирисе, в Древнем Египте бытовало еще множество подобных историй, из которых лучше других сохранились сказки о еще более древнем и могучем, чем Сатни-Хемуас и Са-Осирис, чародее Харджедефе, демонстрировавшем свое искусство при фараоне Хуфу, строителе Великой пирамиды. Героями других выступали легендарный строитель пирамид Имхотеп, некий Аменофис, сын Па-аписа, а также менее известные личности. Обилие и широкая популярность подобных историй в читательской среде лишний раз подтверждают, что репутация Древнего Египта как страны чародеев и волхвов была вполне оправданной.
Литература:   Сказки и повести Древнего Египта. М., 1955 (неоднократно переиздавалась)     ФРАНЦОВ Г. Древнеегипетские сказки о верховных жрецах//Избранные труды, т. 2 («Научный атеизм»). М., 1972; ЭДАКОВ А. Позднеегипетская литература. Новосибирск, 1986.   

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz